Познай самого себя

«Единственная причина для огорчения – остановка в личностном росте» (М. Литвак)

Апр

30

Беседа о любви

Разместил в 30 Апрель 2010

Да будут двое - плоть едина. (Быт.2:24)

Александр Мень, священник Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию и истории христианства и других религий.

Любовь

Если вы откроете знаменитое руководство по догматическому богословию митрополита Макария (Булгакова) (прошлого столетия), то вы найдете определение таинства брака, как такого священнодействия, при котором даётся благодать и благословение на рождение детей. Между тем, такое понимание не находит настоящей опоры в священном писании. В первых же главах Книги Бытия тайна брака, тайна единения двух раскрывается ясно и знаменательно в словах: «Да будут двое – плоть едина». И эти слова повторяет Господь, когда говорит о значении брака. Он говорит о нем, как о чем-то настолько высоком и прекрасном, что не все могут это вместить. В свое время известный наш богослов Троицкий, автор книги «Христианская философия брака», показал на основании Священного писания и на основании изучений отцов Церкви, что христианское понимание разделяет деторождение и брак. Это совершенно различные вещи.

Владимир Соловьев даже подчёркивал, не ссылаясь ни на какие священные книги, а просто как на логический факт, что, чем интенсивнее размножение в мире живых существ, тем меньше там каких бы то ни было психических отношений между индивидами двух полов. А там, где размножение идет с крайней быстротой, нет вообще полов, как таковых. А на высоких ступенях, где жизнь живых существ уже сложная, мы находим удивительные проявления заботы, нежности, эмоциональной привязанности друг к другу. Мы должны задуматься, для чего возникает половое единство в процессе миротворения. Я думаю, что можно его связать с общим смыслом всего мироздания. Смысл – это то, что стоит за явлениями, за частными проявлениями целого. Если мы возьмём листок отдельно от дерева, часть тела или фрагмент картины, они теряют смысл. Смысл только в гармонии, в сочетании единства. Бог созидает, и Бог соединяет. Соединение происходит в созидании. И Сам он есть – предвечное единство внутри тайны святой Троицы. И эта тайна отражена во всём творении. От облачка, которое кружится вокруг атомного ядра, до человеческого общества царит этот закон – гармонии, соединения, притяжения. То, что производит изоляцию, распад, отчуждение, враждебно Богу. И вот самыми разнообразными способами во всём мире, живом и неживом, совершается это соединение. Оно действует и в молекулах, оно связывает и клетки тела многоклеточного существа. А когда многоклеточные организмы получают самостоятельную жизнь, закон соединения продолжает действовать в сообществах и в половой любви. В данном случае слово «любовь» употребляется условно: в половом тяготении, в половом инстинкте. Мир создан так, что индивидуумы нуждаются друг в друге. Властный призыв. В данном случае он служит размножению, но тем не менее перед нами тяготение друг к другу отдельных существ. Этот властный призыв действует, как самая сильная энергия в мире. Как бы особый вид атомной энергии в мире животных. И в мире человеческом. Если это так, то мы должны посмотреть на человека, как на существо, увенчивающее этот поток восходящей веры. В нём есть и этот инстинкт, в нём есть и нечто другое. Поскольку человек является личностью, он уже создает единство совсем иное. Он создает единство, в котором раскрывается тайна постижения одним духовный индивидуумом бесконечной ценности другого. Человек как бы выходит за пределы самого себя. Человек как бы раскалывает свою скорлупу, и любовь его поэтому является как бы видом самоотвержения. Самоотвержения священного, которое становится крепчайшей узой. Это та мелодия, которая волнует почти все сердца. И вот, если мы обратимся к встрече двух людей, мужчины и женщины, то мы увидим, что не напрасно Бог создал их разными. Не напрасно они и по душевным своим качествам, и по всему остальному являются гармоничным дополнением друг к другу. Это есть залог того, что они не могут существовать друг без друга. Залог того, что они могут стать плотью единой. И в этом совершается, раскрывается и сияет божественный замысел единства. Бог – есть любовь. Символ любви избран христианством, как самый прекрасный для отношений двух любящих сердец. Ещё в Ветхом Завете отношения между мужчиной и женщиной символизировали отношение любви Бога к людям. А апостол Павел сравнивает эту любовь с любовью Христа к своей Церкви. Значит, самое драгоценное, самое вожделенное, самое пламенное находится здесь. Естественно спросить: «откуда же в человеческой любви так много злого, тёмного, извращённого, исполненного насилия, даже душевной отчуждённости и враждебности?» Ответ на этот вопрос будет таким же, как и на вопрос: «откуда у человека столько зла в его мыслях, в его действиях, в его поступках?» Первородный грех, который отравил человеческое бытие, отравляет и все проявления человеческой жизни: и разум, и волю, и сердце. Тем не менее, в самом своём замысле, в самой своей глубине любовь есть – величайшее и прекрасное. И именно поэтому Церковь называет её таинством. Вы спросите: «Что называет таинством? То, что совершается в храме?» – «Да, конечно! Потому что здесь полнота двух завершается присутствием третьего, благословляющего Творца». Есть люди, которые верят не ему, отворачиваются от этого присутствия, не хотят принять это благословление, и, естественно, в их взаимоотношения вкрадывается тьма. Можно спросить: «Но ведь бывает очень сильная страстная любовь? Свободная?» Я бы побоялся назвать её свободной, потому что она является, скорее всего, рабством. Человек, если он любит, должен найти в себе силы взять на себя ответственность. Ответственность быть человеком, который подставляет плечо. В этом его мужественность. У Платона был миф, над которым часто подтрунивают циники, о том, что некогда божество разделило андрогинного человека на две половинки. Половинки ищут друг друга. Напрасно смеются, в этом мифе есть глубокая правда. Замысел Божий проявляется именно в том, что мы разделены, что мы только вместе чувствуем себя хорошо. И этим самым Бог учит нас любви, учит нас соединению, учит нас ломать перегородки, которые сковывают и окружают наше сердце. Любовь – есть великая школа открытости. Даже для чёрствых сердец она оказывается всемогущей. Только надо это сокровище хранить. Хранить, раскрывать, развивать его возможности. Иные люди говорят, что любовь быстро проходит, на самом деле они принимают за любовь влюбленность, эмоциональный душевный накал, который сопровождает первую встречу. Но, ни в коем случае не следует считать, что любовь слабее влюблённости, что она менее горяча. Она может не проявляться так темпераментно, может казаться внешне более сдержанной, но на самом деле, она более глубокая, похожая на корни дерева, которые вросли в землю. Человек не может всё время восхищаться своей рукой или ногой, но ему трудно расстаться со своей частью тела. Так двое, которые любят. Они связаны, связаны незримыми узами. И вот здесь перед нами встаёт Любовь, как высочайший идеал. Я сейчас говорю именно об идеале, и Евангелие говорит именно об идеале. Именно потому Христос говорит: «Не всякий может вместить…» Да! Двое – это плоть едина. Бог соединил, и никто не может разрушить, разлучить. Что из того, что по жестокосердию нашему мы разрушаем это единство? Что из того, что мы делаем ошибки, что у нас происходят дурные встречи? Что человек, оказывается, не находит в себе сил из зачатка вырастить дерево и цветок? Что из этого? Если мы не будем ориентироваться на идеал, то в таком случае мы не достигнем даже самого малого. Здесь должен быть определенный максимализм. Только он поможет раскрыть нам то, что Господь дал как залог. Поэтому моногамная любовь, которая проповедуется в Библии, является очень важной в душевной жизни человека. Когда человек открывает другого, когда человек срастается с другим. Полигамия, которая была у многих народов, и особенно в древности, всегда говорит о поверхностности отношений, о сведении любви к поверхностным эмоциям и чувственности. А, между тем, в подлинной встрече двух должно естественно, полнокровно и гармонично сочетаться всё, все стороны человеческого существа. Это не только платоническое обожание, и не только телесная близость, но всё вместе, что составляет человека. Ибо человек един: дух, душа и тело. В любви участвует всё. Эта любовь двух является для нас школой. Школой любви более широкой, которая распространяется из этого круга двух на окружающих людей. Это зачаток того, что мы называем любовью духовной, любовью христианской. Это не есть естественное чувство, это – цветок, который раскрылся, вырастая из недр чувств естественных. Христианская любовь – это есть величайший дар Божий.
Итак, если мы с вами вернёмся к пониманию любви, как к спаянности двух существ, то мы увидим, как много может сделать здесь человек в течение своей жизни, как много должен сделать, как много вложить силы. Чем больше он вложит, тем больше получит отдачи. Я думаю, что даже разрушение нашего тела не может разрушить прочной любви. Хотя Христос говорит нам, что в Царствии Божием не женятся и не выходят замуж, мы знаем, что он имел в виду лишь простое земное. Но подлинная любовь, я уверен, не знает границ, она бессмертна. «Любовь», – говорит апостол Павел – «никогда не перестает». И те души, которые связали себя, ни в каких мирах не могут разлучиться. Они ещё более сольются в единстве. Я уверен в этом. И именно поэтому Библия так высоко ставит символ человеческой любви. Именно поэтому мистики всех времен обращались к прекрасной песне – «Песне Соломона»: «Ты прекрасна, единственная моя, голубица и возлюбленная». Именно поэтому святой Хуан де ла Крус (Иоанн Креста) в своих мистических песнопениях подражал словам Песни Песней, имея в виду душу, которая ищет возлюбленного Господа. И именно поэтому любовь является для нас призывом Божиим. «Бог – есть Любовь», – говорит апостол. Но это не значит, что это есть любовь, обращённая только к миру. Это любовь внутри, тот пылающий горн, где переливаются радуги, которые видел некогда Данте. Тот молчаливый неразделимый круг, который увидел иконописец Андрей Рублёв. Та сила, которая связывает всё мироздание, сила, начинающаяся от частиц вещества и до разумных людей, отражающих в себе образ и подобие Божие, сила, которая, по словам Данте, движет Солнце и светила. Вот, что такое Любовь с христианской точки зрения.

Источник: http://www.predanie.ru/mp3/Aleksandr_Men/#null


Венчание – это огромная ответственность. Решить повенчаться – значит, решиться сознательно взять на себя ответственность. Это не слепое решение, когда видишь свою будущую жизнь только в розовых тонах: могут случиться любые испытания. Но это готовность, готовность учиться любви, терпению. Это как решение держать пост, дать обет. Решение обвенчаться в церкви напоминает мне решение об усыновлении чужого ребенка – сознательный шаг навстречу любви. Та же ответственность, та же готовность учиться.

Оставить комментарий

*


Copyright © 2009-2017. Познай самого себя.